
Основанием своим собор обязан трагедии, постигшей его предшественника, полностью уничтоженного пожаром, – Доминиканский
монастырь в селе Селище (бывший Черленков). Новый монастырь в 1639 году было
решено основать на землях Винницы как часть деревянных оборонных сооружений
крепости. Главным инициатором сооружения стал Стефан Черленковский, а земли
были выделены Яном Ордживольским.
Винницкий собор не всегда назывался Преображенским и не всегда
занимал то помещение, где находится теперь. Первая соборная церковь в Виннице
была названа в честь св. Косьмы и Дамиана. Начало его истории теряется в седой
древности, когда еще Винница только формировалась как город и представляла
собой небольшую укрепленную крепость на берегу р. Бог. Именно из описаний этой
крепости 1552 г. мы узнаем, что среди дворов ее жителей был двор \"попа
Косьмо-Дамиановского\". Можно предположить, что в Виннице или на ее
окраинах еще тогда была церковь с этим названием, которая до конца XVIII в.
получила статус соборной и просуществовала до 1832 г. Именно тогда из
деревянного старого здания ее перевели в помещение упраздненного доминиканского
монастыря, который находился рядом, с переименованием его в Преображенский
собор.
Дальнейшая история собора протекала в стенах бывшего католического монастыря, поэтому будут не
лишними такие вопросы: \"Как доминиканцы попали в Винницу?\" и
\"Почему именно в их монастырь был перенесен православный храм?\"
Итак, первые доминиканские монахи появились в нашем городе в
1630 г. и, несмотря на препятствия, которые чинили иезуиты, которые прибыли
сюда раньше и построили деревянный костел. Во время освободительной войны под
предводительством Богдана Хмельницкого доминиканцы покинули свой монастырь и
возвратились сюда лишь в конце XVII ст.
А в 1758
г., когда брацлавский земский судья М. Грохольский
постановил построить для них каменный костел, состоялось, как казалось,
настоящее возрождение монастыря. Но даже построение каменного храма не могло
принудить идти сюда простой люд. Да и в жизни монахов мало что изменилось
сравнительно с концом XVIII ст., если здесь было только 6 монахов. В начале XIX
столетия их здесь насчитывалось лишь пять. Именно поэтому винницкий монастырь
попал в число десяти католических монастырей, упраздненных в 1831-33 гг. как
таких, что \"не отвечали своему назначению как из-за незначительного
количества монахов, так и из-за нужды средств на их содержание\".
Монастырские помещения оставались пустыми в то время, когда совсем рядом стояла
соборная церковь имени св. Косьмы и Дамиана, здание которой было в неудовлетворительном
состоянии. Поэтому по решению Киевского, Подольского и Волынского
генерал-губернатора от 19 ноября 1832 г. упраздненный доминиканский монастырь
был передан у ведение православного духовенства.
В бывшем
костеле был устроен Преображенский собор, освященный в 1833 г. на праздник Благовещения, а старая Косьмо-Дамиановская
церковь была разобрана. В 1855 г. настоятель собора протоиерей Порфирий
Вознесенский обратил внимание на то, что много прихожан почти не посещают
церковь зимой. Причиной был холод, от которого страдали также и
священнослужители. Поэтому было принятое решение о постройке теплой церкви,
которую по совету архитектора Кулаковского устроили в нижней части собора, где
была крипта (семейный склеп) рода Грохольских. Перед реконструкцией подвала был
соблюден ряд формальностей. Каменецкий римо-католический епископ направил в
Винницу своего представителя, который вместе с настоятелем 18 мая 1855 г.
составил акт: \"Все целые гробы перенесли в помещение возле входа по
правую сторону и замуровали; разрушенные (числом два) опустили в могилу,
выкопанную в южной стороне подвала, и засыпали. Все это сделано без всякой
огласки и церемоний\". После чего помещение побелили, постелили деревянный
пол и поставили иконостас. 1 ноября 1855 г. нижняя церковь была освящена в
честь св. Косьмы и Дамиана в память о предшествующем соборном храме.
Собор в разные времена посещали почтенные лица, имена которых
вписаны в историю. Были среди них и русские цари. Первым из них собор в 1847 г.
посетил Николай І с сыновьями Александром и Николаем. Через год Николай І
собственноручно подписал проект реконструкции Преображенского собора, которую
из-за недостатка средств начали лишь в 1860 г.
В воскресный день, 12 июня 1866 г., в храме было необычно много людей. Происходило освящение
Дарохранительницы, которую пожертвовал Великий князь Александр Александрович
(будущий царь Александр III) на вечное воспоминание об умершем брате Николае. В
связи с ремонтом богослужения осуществлялись в нижней церкви. Праздник посетили
и католики, которые пришли посмотреть на дар наследника русского престола. К
сожалению, в 1922 г. его, как и другие ценности, изъяли представители советской
власти, и дальнейшая судьба его неизвестна... 8 мая 1916 г. Преображенский собор
посещал и Николай ІІ - последний русский император.
Нет, наверное, такого винничанина, который бы не знал, что в его
городе родился и жил известный писатель М. Коцюбинский, но едва ли любой знает,
что Михаил Михайлович принимал Таинства крещения и брака именно в
Преображенском соборе. Крестил ребенка в 1864 г. настоятель о. Порфирий
Вознесенский. 27 ноября 1866 г. состоялось освящение собора, которое осуществил
епископ Леонтий. Все присутствуют сетовали, что ни в церкви, ни на обеде не
было Николая Ивановича Пирогова. Он проживал в пяти верстах от Винницы в своем
имении, и настоятель еще за неделю письмом приглашал выдающегося врача на
торжества. Но накануне этого знаменательного события Пирогов сообщил, что
чувствует себя нездоровым и опасается выезжать из дома, чтобы еще большее не
заболеть. Причем, высказал сожаление, \"что он лишает себя удобного случая
представиться Его Преосвященству\".
В конце апреля 1920 г. Винница в третий
раз стала столицей УНР. А 5 мая в город прибыл
Симон Петлюра. \"В 10 часов утра Главный атаман под звуки марша вышел из
своего вагона в сопровождении воинского министра Сальского, министра еврейских
дел Красного и есаулов. Хор школьников-железнодорожников приветствовал атамана
национальным гимном. В 10.15 С. Петлюра прибыл в собор. А через одиннадцать
дней, 16 мая, православное духовенство принимало в соборе руководителя
польского государства Юзефа Пилсудского.
Вообще ХХ столетие было едва ли не тяжелейшим в жизни Преображенского
собора. В 1922 г. он был ограблен советской властью. Дважды собор закрывали.
Первый раз в 1930 г. - тогда храм превратили в резиновый склад, и вторично в
1962 г., когда в церковном помещении разместился спортзал.
В 80-х годах в помещении храма был размещен зал органной и камерной музыки, который просуществовал до 1990
г., пока по решению областной и городской власти собор был снова передан
Церкви. Еще некоторое время продолжалось противостояние между представителями
управления культуры и верующими, пока орган не был демонтирован и перенесен в
соседний капуцинский костел и пока тогдашний городской председатель Д.В.
Дворкис официально не передал Церкви документы на соборное здание. И с тех пор
собор стал не только духовным, но и культурным центром нашего города.
Здесь действует воскресная школа для детей (младшая группа - от 4 лет).
Беседы для взрослых проводит кандидат богословия священник Виталий Голоскевич. Все занятия начинаются в 14.00 каждое
воскресенье. Постоянно действует и приумножает книжный фонд библиотека
церковной литературы. Архиерейский хор собора под руководством протоиерея
Сергея Виговского на фестивале духовного пения в Киеве дважды подряд был
признан наилучшим церковным хором в Украине. Действуют молодежный и детский
хоры (последний, во главе с своим руководителем Натальей Кременюк, в 2003 году
отмечал свой 10-летний юбилей). При детской воскресной школе в 2002 г. создана
православный театр-студия \"Лампадка\", которая регулярно показывает
спектакли. Опекает собор его настоятель протоиерей Василий Ришко и
священнослужители: протоиереи Стефан Синюк, Владимир Цвик, Валерий Швец, Сергей
Виговский, Павел Маципура, иерей Виталий Голоскевич, протодиакон Николай
Кравец, дьяконы Владислав Демченко и Сергей Гудзенко.
Устройство
здания
Костел кирпичный, прямоугольный в плане,
трёхнефный, шестистолпный, с прямоугольными
сакристиями. К нему примыкают кельи. Фасады в стиле барокко. В интерьере сохранились фрагменты настенной живописи XVIII
века. Перекрыт полуциркульными сводами с распалубками. На хоры ведет деревянная
винтовая лестница. Под зданием находится крипта, перекрытая полуциркульными
сводами с распалубками.
Внешняя
часть
Собор обращён фасадом на улицу Соборную, старейшую транспортную артерию города, бывшую улицу Ленина, Почтовую, а еще раньше — Летичевскую
дорогу. Здание расположено выше корпуса келий монастыря доминиканцев.
Объемно-пространственное построение кляштора основано на строгой
взаимосвязи функциональности и формы. Костёл в плане представляет собой прямой
крест с очень короткой продольной «перекладиной» — трансептом. Своей вершиной — хором — крест как бы «вставлен» в проем огромной буквы «П», составленной корпусами келий, замыкая в каре небольшой внутренний дворик—атриум.
Пазухи — запады между наружными стенами хора, трансепта и корпуса келий заполняют баптистерий
(крещальня) и сакристия (ризница), которые служат переходными звеньями между костёлом и корпусом монастыря.
Классический итальянский атриум включает традиционную аркаду лоджий — проемы арок были заложены и устроены обычные окна, освещающие сводчатый
коридор, двери из которого вели в кельи. Наружные стены двухэтажного корпуса
келий почти лишены декора и только симметричные фасады—торцы, примыкающие к
углам трансепта, оформлены рустикой, нишами и характерными для раннего барокко
высоко поднятыми фронтонами. Декор фронтонов очень близок по рисунку фронтону
западной пристройки к монастырю иезуитов.
Значительно богаче украшен фасад костела. Его нижний ярус, расчлененный раскреповками, отдекорирован плотно теснящимися пилястрами тосканского ордера, которые сгруппированны соответственно
расположению угловых башен. В этих местах стена между пилястрами круглится,
придавая фасаду живость, усиливая игру светотени. Архитектурное убранство
второго яруса, несмотря на то, что оно вторит оформлению нижнего этажа,
отмечают уже некоторая сухость и эклектичность: упрощенные капители пилястр,
форма окон и рисунок их наличников, неувязка по высоте и профилю карниза с
карнизом старого здания костёла — все это результаты переделки XVIII века. Зодчие же предшествующего столетия «играют» архитектурными формами весело и задиристо. Торцам трансепта, как и торцам фасадной части, придана в плане та же мягкая, легкая выпуклость, которая усиливает композиционный акцент на главном
фасаде здания.
Внутренняя
часть костёла
Интерьер
Интерьер храма раскрыт на всю его высоту. Интерьер украшают пышные коринфские капители пилястр и богатое нагромождение нарастающих линий антаблемента. В целом компоновка и оформление кляштора соответствовали двум целям: с одной стороны, великолепный, богато декорированный костёл, храм божий, с другой — скромные, аскетически строгие, лишенные какого бы то ни было украшения гладкие
стены корпуса келий, с маленькими окнами, со скрытым от посторонних глаз
внутренним двориком — простая обитель монахов доминиканцев.
Кельи
Кельи были пристроены в 1765 году, располагаются по ул. Полины Осипенко. Сооружение келий кирпичное, П-образное в плане,
двухэтажное. Вместе с костёлом образует внутренний дворик. Северные фасады
келий завершены фронтонами в стиле барокко. Внутренняя планировка келий коридорная с односторонним расположением помещений. В кельях перекрытия
плоские балочные, в коридорах — полуциркульные своды с распалубками.
Башня
и стены
Башня и стены были построены иезуитами ещё до начала строительства доминиканского костёла в 1617 году.
Бо́льшая часть стен с башнями, которые окружали иезуитский и доминиканский
монастыри, разрушена (см. Винницкие муры). Сохранилась лишь угловая юго-западная башня с южной и частью западной
стен. Башня кирпичная, квадратная в плане, с закругленными углами, одноярусная,
на высоком расширяющемся книзу цоколе, укреплена контрфорсами, перекрыта
сводами. Стены сложены из кирпича, имеют многочисленные бойницы.
Источник: http://russian-church.ru |